Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВОЙНЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Особенности изучения эпических и лирических произведений о войне в школе 6
1.2. Изучение произведений о войне в традиционной методике преподавания литературы 9
1.3. Организация и проведение исследования по сформированности представлений учащихся 8-9-х классов о Великой Отечественной войне 15
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОВ В 8-9 КЛАССАХ 18
2.1. Произведения о войне в современной федеральной рабочей программе по литературе 18
2.2. Методы, приемы, технологии изучения произведений о войне в 8,9 классах 20
2.3. Урок изучения повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» в 9 классе 22
2.4. Урок в 8 классе по трилогии К. Симонова «Живые и Мертвые» 23
2.5. Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента 26
Заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
Снижение интереса к чтению и изучению произведений военной классики, несомненно, является актуальной проблемой современного поколения. Причинами этого явления может быть переход общества к визуализации культуры в ее стремительном развитии. Сегодня история войны - это воспоминания и рассказы ветеранов, это история отдельных семей, в которых воевал кто-то из родственников. И чрезвычайно важно сохранить и пронести через поколение память о событиях Великой Отечественной войны. Память об этих событиях сегодня увековечивается рядом государственных мероприятий (например, Парадом Победы, который ежегодно проводится 9 мая с 1945 года). Следует отметить, что литература также способствует сохранению памяти о войне, поскольку книга не только рассказывает читателю историю, но и позволяет читателю самому стать писателем и запечатлеть свою историю войны на страницах книги. Учитывая эти аспекты, создается культурная память, память всего народа, где каждый может внести свой вклад в формирование памяти. К сожалению, ветеранов войны становится все меньше, и, соответственно, есть шанс перенять опыт у старшего поколения, а сохранить память о веках невозможно без опыта у молодого поколения. Только ветераны войны могут достоверно рассказать о том, что произошло в эти жестокие годы. Проблема памяти о событиях Великой Отечественной войны - одна из ведущих проблем современной литературы о войне. Особенно важно сохранять память ученикам-подросткам, поскольку это необходимо для развития у детей качеств нравственной личности и пробуждения интереса к чтению.
Цель исследования – анализ методики знакомства подростков с произведениями о войне (на примерах классической и современной литературы).
Объектом работы является жанр произведений о войне в школьном литературном образовании.
Предметом работы выступает изучение произведений о войне на уроках литературы в средней школе.
Задачи исследования:
рассмотреть особенности изучения эпических и лирических произведений о войне в школе;
описать изучение произведений о войне в традиционной методике преподавания литературы
проанализировать организацию и проведение исследования по сформированности представлений учащихся 8-9-х классов о Великой Отечественной войне
рассмотреть произведения о войне в современной федеральной рабочей программе по литературе;
описать методы, приемы, технологии изучения произведений о войне в 8,9 классах;
разработать урок изучения повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» в 9 классе;
разработать урок в 8 классе по трилогии К. Симонова «Живые и Мертвые»;
провести анализ и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента.
Гипотеза исследования: работа над текстами, являющимися образцами художественной литературы, помогают показать школьникам примеры нравственного поведения, формируют способность к рефлексии, создают благотворную почву для отстаивания мнений, оценок. Тексты о Великой отечественной войне заключают в себе большой воспитательный потенциал.
В качестве метода исследования можно указать:
метод наблюдения и описание его результатов;
анализ учебников и письменных работ учащихся;
изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме.
Теоретическая основа исследования: изучение имеющейся литературы по проблеме исследования, апробация основных положений исследования на практике.
Практическая значимость: курсовая работа применима в качестве учебно-методических рекомендаций при проведении уроков литературы по заданной теме, открытого урока или внеклассного мероприятия.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.
В 1.3. Организация и проведение исследования по сформированности представлений учащихся 8-9-х классов о Великой Отечественной войне ,
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВОЙНЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Особенности изучения эпических и лирических произведений о войне в школе
Для изучения каждого произведения, каждого автора русской литературы в определенном классе можно выбрать ряд приемов и форм работы, которые можно комбинировать по-разному, но которые обязательно должны привести к одному: к пониманию учащимися более глубокой сути произведения, позиции автора. Литературный курс произведений Второй мировой войны не является исключением. Классические произведения литературы о Великой Отечественной войне несут в себе огромный моральный заряд. Передача идей и мыслей писателей и поэтов во многом зависит от желания самого педагога, его собственной мировоззренческой позиции, от выбранных методов, приемов, форм и видов деятельности, которые позволили бы добиться лучшего педагогического эффекта. Занимаясь темой "Великая Отечественная война», учитель литературы должен, прежде всего, думать о том, как произвести на детей эмоциональное впечатление, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить время [14].
Рассмотрим формы работы и приемы, которые можно использовать при изучении творчества отдельных авторов или их групп. Некоторые особенности изучения эпических и лирических произведений о войне в школе:
Производить эмоциональное впечатление. Учитель должен сделать учеников соучастниками событий тех лет, приблизить время.
Осмысленное запоминание и передача знаний. Это поможет улучшить память учащихся, их способность запоминать и понимать произведение.
Фрагмент для ознакомления
3
Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе 19 века. Часть 1. – М.: Прометей, 2000. – 504 с.
Алферов А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие для студ. вузов – Ростов Н/Д.: Феникс, 2000. – 384с.
Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов – М.: Академия, 1999. – 162с.
Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов -5-е изд. – М.: Академия, 2008. - 379с.
Васильева Т.И. Методика преподавания литературы. – Магнитогорск.: МаГУ, 2009. – 134с.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000. – 72 c.
Голубков, В.В. Методика преподавания литературы [Текст] : Пособие для преподавателей лит-ры и студентов лит. фак-тов : Утв. НКП РСФСР / В. В. Голубков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Учпедгиз, 1945 (тип. «Кр. пролетарий»). - 340 с.
Жвалевский А., Пастернак Е. Типа смотри короче. – М.: Время, 2016. – 152 c.
Золототрубова Н.Н. Методика преподавания литературы. – Воронеж.: Изд-во ВГУ, 2009. – 41с.
Кадашникова Н.Ю. Уроки литературы: Организация контроля и творческая работа. 5-11 классы / Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина – Волгоград.: «Учитель», 2009. -254с.
Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. //Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез.- М.:Просвещение, 1985. – 98с.
Леонова П.И. Развитие читательской самостоятельности учащихся. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе / П.И. Леонова. - М.: Просвещение, 1980. – 126 с.
Липаев А. Беседа как метод преподавания литературы //Народное образование. - 2009. - № 5. – 273 с..
Лук А.Н. Учить мыслить – М., 1975. – 59с.
Маранцман В.Г. Литературное развитие школьников // Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч.2. / О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 1994. – 288с.
Пранцова Г.В. Методика обучения литературе: практикум/ Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 272 с.
Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе / Е.С. Романичева, И.В. Сосновская – М.: Флинта, 2012. – 240 с.
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения . – 3-е изд. – М. : Учпедгиз, 1963. — 313 с.
Сосновская, И. В. Методика преподавания литературы в современной школе [Текст] : монография / И. В. Сосновская. – Иркутск : Оттиск, 2016. – 261 с.
Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф.Чертов ; под ред. О.Ю.Богдановой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов: Мир художественного произведения. Стилистика. Стиховедение. Литературный процесс / Л.В. Чернец, В.Б. Семенов, В.А. Скиба. - М.: Просв., 2013. – 558 c. Шевцова Л.И. Методика преподавания литературы. – Витебск .: ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. – 135 с.